Российские подводные лодкиПока финские военные совершенствуются в метании ручных гранат в шхерах неподалеку от Хельсинки,  в Швеции и Норвегии время от времени настороженно прислушиваются к шуму моря. А вдруг откуда ни возьмись появятся российские субмарины? 


Смешно, конечно, думать, что громадные АПЛ могут  всплывать у  мирных финских берегов. Но какими малыми подводными лодками для проведения различных военных операций на ограниченном участке будущих фронтов располагает флот России? 
Одними из самых компактных и удобных для ведения флотской разведки, пожалуй, можно назвать подводные лодки проекта 1851. Они продолжают  проект 1910 «Яуза», согласно которому строились атомные научно-исследовательские станции малого водоизмещения для продолжительных работ различного характера  в глубоководье Мирового океана.
Российские подводные лодки проекта 1851 «Нельма» создавались в  Ленинграде, а потом и в Петербурге. Старт производству дало постановление советского правительства еще в начале 1970-х годов. 

 

Российские подводные лодки Нельма

Субмарина "Нельма" в Северодвинске. 2010 год.


Для исполнения было выделено  ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР, которое потом стало частью ЦКБ «Малахит». Главным конструктором проекта 1851 был  С.М.Бавилин. Производились субмарины для широкого спектра оборонных задач. С их помощью можно было ставить помехи на морских путях для вероятного противника, поднимать затонувшие корабли, прочую технику, высаживать разведывательные группы в заданных районах, а также транспортировать диверсантов и грузы для диверсионных подразделений. Причем группы могли транспортироваться в любую, даже в самую дальнюю точку акватории Мирового океана.
Проект до сих пор окутан пеленой секретности. Но  из отрывочных сведений, которые попадаются в литературе  складывается следующая картина. Всего создано четыре субмарины. Все они получили корпуса из титана. В движение лодки приводились атомным двигателем с одним небольшим реактором. При длине в 44 метра ширина лодки составляла не более 4 метров при осадке в 4,2 метра. Водоизмещение не превышало 730 тонн.
Экипаж субмарины -- офицерский, до 10 моряков. При погружении предельная глубина по одним источникам  750 метров, по другим -- почти тысяча. Невыяснено, с какой скоростью могла идти лодка под водой.
Для выполнения спецзаданий малую лодку доставляла специальная субмарина. Самым первым  носителем АГС проекта 1851 стала АПЛ проекта 675Н, которую переоборудовали из АПЛ проекта 675. Позднее в качестве носителя оборудовали АПЛ проекта 09774 КС-411 «Оренбург», позднее АПЛ проекта 09786 БС-136 «Оренбург». Не исключено, что  в 2016 году модернизированные на предприятии «Звездочка» АГС проекта 1851 пройдут  ходовые испытания вместе с переоборудованной там же под носитель АГС АПЛ проекта 09787 БС-64 «Подмосковье».

Комментарии   

0 #2 Виктор Ботвинник 05.07.2015 04:45
Вообще мало информации об этих лодках
Цитировать
0 #1 Денисевич 29.04.2015 17:25
Эти АПЛ еще называют "Палтус" -- или я ошибаюсь?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить