Вооружение гидроплановВойну с германцами русская морская авиация встретила без  самолетов, снабженных пулеметами или пушками. Гидросамолеты только стали прибывать на флот. До 1914 года этот вид военной техники на многих судах флота знали моряки понаслышке. Адмиралы полагали, что самолеты на флоте могут нести только исключительно функцию разведки и сбора информации о том, что делалось в местах дислокации кораблей.


Появление громадных самолетов типа "Илья Муромец" к  концу лета 1914 года, снабженных пулеметами системы "максим", изменило подход руководства к военной морской авиации. Первый бомбардировщик "Муромец" появился на балтийском флоте. На нем имелась пара пулеметов, обеспечивавших скорострельность в диапазоне до 600 выстрелов в минуту. Эту машину русские моряки потеряли при оставлении порта Либавы.
Пулеметы для морской авиации ставили на турели. Держатели для оружия разрабатывались инженерами Шкульником, Колпаковым, Орановским. К корпусу самолетов с помощью специальных устройств крепили бомбы.
Позднее пулеметы стали дополняться пушками. Моряки и энтузиасты авиации предлагали применять 37-мм пушки с  уменьшенной отдачей, а также 47-мм пушки с короткими стволами японской системы. Летом 1916 года в Ревеле испытывались русские 37-мм орудия на гидросамолетах. Успех показался адмиралам флота несомненным. Приняли решение применять для усиления авиации специальные авиационные пушки. 

 

Пушка с гидропланом

Пушка на борту русского гидроплана


К 1917 году (июнь-июль) на балтийском флоте на самолетах морской авиации установлено 10 авиапушек. Столько же на авиационных средствах Черноморского флота. Авиационное вооружение могло развиваться более быстрыми темпами, однако мешала рутина и разветвленный бюрократический аппарат русских императорских ВМС.
Из пулеметов для авиации выбрали три системы. Одна была русская -- "максим". Две английские -- «льюис Мк. 1» и «виккерс Мк. 1». Летчиков в полет снабжали индивидуальным стрелковым вооружением. Это были наганы, маузеры, трехлинейка, автомат Мадсена. С этим и воевали летчики на море в Великую войну.
Для поражения кораблей и личного состава противника на суше применяли бомбы и стальные стрелы, которые сбрасывали с борта гидропланов.
Морское ведомство позаботилось о собственном производстве боеприпасов для авиации. Бомбы ит стрелы делали в Петербурге, в Севастополе. Для грузоподъемного "Муромца" разработали бомбы от одного до 12 пудов (бомбы капитана 1 ранга Н.Н. Шрейбера).  Кроме этого в ходу были более мелкие калибры бомб -- от одного до 50 фунтов, в которых взрывчатым веществом служили динамит, , смесь динитробензола с пикриновой кислотой,  пикробензол, тротил или  мелинит. Металл для корпусов авиабомб брали любой -- сталь, железо, даже алюминий. К фугасным бомбам можно отнести изобретение  капитана 1 ранга Н.Н. Шрейбера, авиабомбу системы  мастера Севастопольского порта Я. Михайлова и лейтенанта В.В. Утгофа, бомбу капитана В.В. Орановского.
Производство отечественных морских мин для сбрасывания с гидропланов так и не было налажено, несмотря на все попытки Морского ведомства. Германцы в этом направлении продвинулись гораздо далее. К 1917 году немецкие гидропланы уже ставили минные банки с воздуха в Рижском заливе. А российские военные инженеры-моряки только проектировали в это время свои системы.
С небольших высот с 1916 года стали пытаться сбрасывать небольшие торпеды для поражения судов противника. Боевой опыт первые русские торпедоносцы-самолеты в годы первой мировой войны так и не получили.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить