Молодой НаполеонВ день нового 1779 года Буонапарте приехали в Отен. Юного Наполеона в течение трех месяцев учили там говорить и писать по-французски. Несмотря на свои яко бы феноменальные способности, мальчик, очевидно, не успел в столь короткий срок совладать с многоразличными трудностями этого изящного и прекрасно обработанная языка. Наполеон явился в Бриенн к будущим своим товарищам, владея им еще очень плохо и к тому же с самым ужасающим выговором . Число воспитанников в Бриеннском училище доведено было до полутораста, хотя их полагалось держать там всего только сто двадцать, и все приспособления были рассчитаны именно на эту норму.

Половина нормального числа воспитанников состояла королевскими пансионерами. Воспитателями и преподавателями в Бриеннском училище были монахи миноритского ордена. Предполагалось, что их питомцы будут подготовляться к военной службе суровым и строгим образом жизни. В действительности, однако, все в училище имело аристократический, щеголеватый вид . Воспитывавшиеся там под надзором неопытных и полуобразованных монахов молодые дворянчики франтили соразмерно с количеством получавшихся ими из дома карманных денег . Между ними существовали весьма резкие разграничения, соответственно рангу, общественному положению и влиянию их родителей.
По-видимому, путешествие с острова Корсики через Флоренции и Марсель произвело уже в мальчике изумительную перемену. Учитель Наполеона в Отене заявляет, что его питомец сразу же обнаружил весьма сдержанный, вдумчивый характер . Он не принимал участия в играх и прогуливался один, поодаль от сверстников . Он обладал хорошими способностями и тщеславился этим. В три месяца он изучил начатки французского языка, довольно бойко справлялся в разговоре с употребительнейшими фразами и мог писать их без грубых ошибок . „Желая подразнить Наполеона, мальчуганы принялись как -то раз ,—говорить этот учитель, аббат Шардон ,— обвинять всех вообще корсиканцев в трусости.
— Если бы вас было всего только в четверо больше чем нас , вы никогда бы не овладели Корсикой,—спокойно и флегматически ответил десятилетний мальчик ,—но вы, ведь, напали десятеро на одного...
— За то у вас имелся отличный генерал , Паоли!—прервал его сам аббат .
— Совершенно справедливо, сударь,—угрюмо подтвердил мальчик , и затем , в порыве честолюбия, добавил : — Мне бы очень хотелось с ним сравняться!
Внешность Наполеона, как описывает ее тогда аббат, представлялась далеко непривлекательной. Он производил впечатление какого-то дикая зверька. Цвет лица у него был смуглый, волосы на голове стояли торчком , вся фигура была до чрезвычайности худощавой. Само собой разумеется, что он не умел изящно выражаться и не обладать внушительными манерами. Бак уже упомянуто, Наполеон говорил по-французски довольно плохо и с сильным итальянским акцентом .
Пока сын подготовлялся таким образом в Отен к поступлению в военное училище, отец хлопотал в Версале о своих собственных делах . Он подал еще несколько просьб на высочайшее: имя, в одной из которых ходатайствовал об уплате ему из королевской шкатулки добавочной субсидии к скудному депутатскому содержании, а в другой—о скорейшем разрешении пресловутой его тяжбы с иезуитами об имениях.

Наполеон в Бриенне

Юный кадет Наполеон на посту в Бриеннской школе.


Когда получено было, кроме того, официальное сообщение о принятии Наполеона в Бриеннское училище, Шарль де-Буонапарте отвез туда сына и снабдил мальчика всем необходимым для первоначальная обзаведения, а затем почтенный депутат корсиканская дворянства мог без хлопот получать небольшие суммы для удовлетворения настоятельных и безотложных своих потребностей, но не больше.
Вследствие давнишних жал об на то, что сыновья небогатых дворян, готовящееся служить в артиллерии, воспитываются как принцы, признано было нужным открыть, именно в качестве протеста против роскоши, водворившейся в парижской и Ла-Флешской военных школах, Бриеннское училище с девятью другими училищами, устроенными по одной с ним системе.
Эти школы были временно закрыты в виду невозможности добиться иным путем их преобразования. Впоследствии Парижская школа открылась опять в качестве высшая военная училища. Надзор за новыми учебными заведениями был поручен монахам различных орденов . Предполагалось, что монахи будут обучать своих питомцев простоте жизни и обращения,—позаботятся о том , чтобы выработать у них характер. Все это оказалось, однако, лишь благими пожеланиями, которые не осуществились по той простой причине, что в тогдашней Франции нельзя было приискать среди черного духовенства порядочных воспитателей и учителей, необходимых для выполнения правительственной программы.

Наполеон

Учеба кадета Наполеона Буонапарте


Военная учеба в училищах сильно хромала, а вместе с тем и нравственное воспитание будущих офицеров осталось крайне неудовлетворительным . Идеалами его служили прежние понятая об условных приличиях и бессодержательной внешней вежливости. При таких обстоятельствах новичок ног рассчитывать на хороший прием со стороны товарищей лишь при условии обладания деньгами и хорошими манерами. Ни того, ни другого как раз не имелось у корсиканского мальчика. Невежественные патеры монастырского ордена не могли ни предусмотреть, ни облегчить бедственного положения, созданного Наполеону неблагоприятными обстоятельствами, при которых ему пришлось поступить в училище.
В Отене у Наполеона имелся, по крайней мере, друг и товарищ в лице его брата, Жозефа, обладавшего добродушным, спокойным, уживчивым характером, в Бриенне же он оказывался в первое время совсем одиноким. Его приводили в величайшее озлобление грубые задирания и насмешки, которыми молодежь имеет привычку встречать новичков и из которых зачастую каким -то непонятным образом вырастает приязнь и дружба. На подшучивания по поводу покорения Корсики французами, начавшаяся почти с первого же дня поступления его в училище, Наполеон холодно возражал : „Надеюсь, что мне когда-нибудь удастся вернуть Корсике свободу “.
Отличительный черты характера, обнаруживавшиеся у Наполеона уже в Отене, очевидно, встретили в Бриеннском училище благоприятные условия для дальнейшего развитая. Мрачный одинокий новичок оставался диким и непокорным корсиканским зверьком . Оскорбленное тщеславие заставило его носить личину равнодушия ко всему окружающему. Он презирал игры и забавы своих товарищей, страстно полюбил чтение, а если ему все-таки приходилось быть в обществе других воспитанников , то выказывал к ним презрение, приводившее их в справедливое негодование.

Штурм снежного городка

Наполеон увлекает товарищей на штурм снежной крепости


Возникали ссоры и драки, причем Наполеон уподоблялся Измаилу, „руки которого подымались на всех и руки всех на него. Иногда он приходи ль при этом в такое неистовство, что наносил серьезные раны товарищам . Под конец даже учителя—монахи принялись над ним насмехаться и сместили его с должности капитана училищного батальона, которой пришлось его удостоить за успехи в науках ,
Положение Наполеона сделалось особенно бедственным , когда ему вздумалось вызвать на дуэль одного из воспитанников , позволившего себе смеяться над его происхождением и называть его отца „полицейским крючком “.
За этот вызов корсиканский зверек был заперт в клетку, т. е. посажен под арест , тогда как его обидчик остался безнаказанным . Только благодаря личному заступничеству генерала Марбефа, нарочно приехавшего в Бриенн , молодой его приятель был выпущен на свободу. Измученный и оскорбленный до глубины души мальчик охотно бы вышел тогда же из училища, но родители его были слишком бедны, чтобы согласиться на столь невыгодную в экономической отношении меру.
Военная учеба молодого корсиканца оказалась под угрозой.

Бный Бонапарт

Игра в снежки в Бриеннской школе. Наполеон в центре.


Марбеф узнал , что главнейшей причиной всех ссор и недоразумений между молодым корсиканцем и сыновьями французских дворян являлся недостаток карманных денег у островитянина. Добродушный генерал великодушно помог этому горю, дав , вместё с тем , мальчику строгий выговор за чрезмерную обидчивость. Кроме того, он познакомил Наполеона с местною помещицей, г-жей де-Бриенн , замок которой находился невдалеке от училищного здания. Эта дама сделалась как бы второю матерью одинокому корсиканскому мальчику. „Он проводил у нее праздники и вакации. Нежное ее участие смягчило суровый его характер . Будучи умной женщиной, она отлично понимала, какое громадное значение имеют для воспитанника закрытого заведения карманные деньги и, в случае надобности, щедро снабжала ими юношу.
Участие, с каким относилась к Наполеону г-жа де-Бриенн , не было, впрочем , единственным просветом в мрачной каре тине первых времен училищной его жизни. Каждому из ста пятидесяти воспитанников был отведен в училищном саду маленький клочок земли. Буонапарте страстно ухаживал за своим участком . Насильственно присоединив к нему заброшенные участки двух соседей, он устроил себе там убежище, отделенное от остального сада высокой и прочной живой изгородью: В эту цитадель, неприкосновенность которой он защищал се бешенством , доходившим иногда чуть что не до исступления. Наполеон удалялся зимою и летом в хорошую погоду, забирая туда с собою все книги, которые удавалось достать. В обществе этих книг он чувствовал себя счастливым и таким образом проводил часы полезно и приятно.
„Я никогда не прощу своему отцу, — воскликнул однажды мальчик , — участия, какое он принимал в присоединении Корсики к Франции! “ Паоли сделался любимым его героем . Вообще же Наполеон в то время с особенным удовольствием читал о великих деяниях людей и народов . Обильный материал для такого чтения он находил в „Жизнеописаниях" Плутарха. Необходимо заметить также, что училищное начальство, разжаловав Наполеона из капитанов в рядовые, неумышленно оказало ему этим большую услугу, значительна улучшив его положение в товарищеском кружке.
Однажды Наполеон предложил воспользоваться выпавшим глубоким снегом для того, чтобы построить из него укрепления, которые можно будет штурмовать и защищать, действуя в качестве оборонительного и наступательного оружия снежками. Игра эта, довольно обыкновенная среди юношества других стран , являлась в Бриеннском училище до тех пор совершенно неизвестной. Предложение Наполеона было принято его товарищами с восторгом , и все приготовления к ней производились под его руководством с истинно-научным усердием . Воздвигнутые по его указанию форты, бастионы и редуты приводили в изумление всех соседей. Зима стояла суровая, а петому можно было вести в продолжение нескольких недель эту военную игру. Бонапарт попеременно командовал осаждающими и осажденными. Он выказал при этом способности, такое уменье и распорядительность, что в Бриеннском училище долго еще после того вспоминали зимние его игры в крепость.
В августе месяце 1783 года первая награда по математике была присуждена Буонапарте и Бурьенy. Вскоре после того, в том же 1783 году, прибыль в Бриенн инспектор военных училищ де Кералий, чтобы убедиться в успехах казенных пансионеров . Маленький Буонапарте очень ему понравился. Кералю объявил в своем донесении, что лично не знакомь с семейством этого мальчика, но все-таки, найдя в нем искру, которую было бы жаль потушить, дал о юном корсиканце великолепную аттестацию.
Наполеон вторичное выдержал выпускной экзамен из Бриеннского училища и объявил , что намерен служить в артиллерии и через месяц был отправлен в парижское военное училище, именовавшиеся академией. Училище это не только успело уже приобрести себе прежнюю известность, но пользовалось теперь лестной репутацией заведения, в которое поступают лишь лучшие из кандидатов на офицерское звание.
Наполеон прибыл в Париж осенью 1784 года, когда ему шел всего только шестнадцатый год . Он был полнейшим невеждой во всем , что в то время причислялось к „гуманитарному" образованно, но обладал основательными сведениями из истории, географии и математических наук . Он знал гораздо обстоятельнее фортификации, чем какую-нибудь отвлеченную метафизику, был знаком с историческими фактами обстоятельнее, чем с философией истории. Недоверчивое презрительное отношение к товарищам и привычка, отдаляясь от них, заниматься серьезным чтением , одновременно возрастали.
В 1785 году умер отец. денег у Наполеона не было и он поторопился заранее сдать все экзамены, окончив курс 56-м и получив офицерский патент. ему предстояло служить в полку артиллерии ла Фер.

{jcomments on}