Русские евреи в 1812 годуОказавшись у кормила власти после переворота 18 брюмера Первый Консул проявил лояльность по отношению к евреям Парижа и всей Франции. Он понимал, что банковский капитал, который представляли еврейские фамилии по всей Европе, может оказаться силой, которую следует использовать в своих интересах. Потому Наполеон старался не ссориться с влиятельными еврейскими общинами. Наоборот, администрация Императора всячески привлекала евреев к сотрудничеству, ценя их изобретательность, деловой талант устраивать промышленные и денежные дела.


Свободу и равенство в правах с остальным населением несла Великая армия евреям Великого Княжества Литовского, когда в 1812 году началась Вторая Польская война. На землях ВКЛ, которые перешли после 1795 года к Российской империи, располагалось множество местечек, селений, основным населением которых были евреи. Наполеон рассчитывал, что эти люди, натерпевшиеся от царских властей, которые их обирали и угнетали, окажут французам весомую помощь. Не только деньгами, но и живым участием в борьбе.
Часть еврейского населения приветствовало французскую армию. Вносились пожертвования -- деньгами, продовольствием, скотом, транспортом. Часть молодежи из местечек даже вступила в добровольческие формирования, которые по приказу императора спешно мобилизовали власти возрождаемого Великого Княжества. Евреи Гродно и Минска чествовали вступление в их города французов.
Однако вскоре после вторжения политика оккупационных властей стала более решительной. Великой армии требовалось немало лошадей, мяса, водки. Взятые в Польше запасы таяли с громадной скоростью. Падеж лошадей был таких размеров, каких Наполеон никогда не видел за всю свою военную карьеру. На евреев налагались повинности, связанные с постоем гарнизонов, с материальным обеспечением войск.

Русские офицеры на постое у евреев

Русские офицеры на постое у евреев. 1812 год.

Приметив такой разворот событий, некоторые еврейские "авторитеты" стали понемногу обращать свои взоры на Россию. Уже в августе 1812 года родоначальник любавичских хасидов Шнеур-Залман бросил в массы призыв помогать русской армии.
От ропота и осуждения грабежей и реквизиций французов русские евреи стали понемногу переходить к активным действиям. Небольшая часть пополнила части добровольцев. Самые смелые стали шпионить в пользу русской армии. Еврей Ушер Жолквер из Дубно поставлял разведданные в штаб генерала П.И. Багратиона. Витебские евреи перехватили на пути курьера, имевшего при себе важные военные донесения к самому Наполеону (мемуары князя Волконского). Бобруйский мещанин Нисан Кацнельсон передал казачьему патрулю сведения, благодаря которым удалось разгромить французский отряд. Потом, правда, шпион попал к французским драгунам, его повесили.
В Шклове и в Борисове русские евреи пытались завести в непроходимые топи кавалеристов Великой армии, нуждавшихся в толковых проводниках. Рувим Гумер скрывал в своей хижине от врагов израненного русского поручика Богачева, вылечил его тайком, переправил в места расположения русской армии. Действия Рувима стали известны французскому коменданту. Его дом сожгли дотла, повесили жену.
Помощь еврейского населения русской армии вызывала недоумение даже у царя Александра, который ожидал от евреев, наоборот, сопротивления, но не содействия. Чем объяснить мотивы оказания помощи русской армии от русских евреев? На этот вопрос не могли себе дать ответа и командующий российским авангардом генерал Милорадович, ни даже великий князь Николай Павлович, который никогда не испытывал теплых чувств к иудеям.

Очевидно, причина коренилась в религиозности руководства еврейских общин, которые полагали, что вольнодумцы под стягами революции уничтожившие и развратившие евреев во Франции, разрушат и веру предков тех, кто оставался в России. Атеизм Наполеона порицался русскими евреями. Только религиозными мотивами можно оправдать верную службу евреев царским властям, лишавших их в черте оседлости не только паспортов, но и обычных гражданских прав.

{jcomments on}