Колесница ассирийцевЛошадь в военном деле впервые  стала применяться в запряжках. Воины  Древнего мира выезжали на бой в  колесницах, окруженные слугами и конюхами, лучниками, вспомогательными пехотинцами. О таком способе боя  повествуют древние тексты. Бои на колесницах  применяли и древние греки, как о том повествуют песни бессмертной «Илиады». Античная колесница открывала путь к увеличению мобильности армий и повышению их ударной силы. 


Находки археологов современности говорят о том, что роль первых колесниц в бою была достаточно весомой. Они составляли  основу  боевого порядка, наносили главный удар по толпам слабо обученной пехоты.  Военные историки в 19 веке предполагалось, что уже на Ближнем Востоке боевые колесницы могли наносить фронтальный удар. Якобы под копытами разгоряченных скакунов и тяжелыми колесами боевых повозок гибли пешие воины врага.
С течением времени подобная точка зрения признана устаревшей. Вероятно, тактика первых колесниц была разнообразной.  Персы  стали применять колесницы с серпами  для мощных ударов по сомкнутому строю пехоты. Сражения против македонской армии выявили  не слишком высокую эффективность этих боевых средств, поскольку  хорошо обученные  сариссофоры могли по команде создавать проходы для колесниц, чтобы потом поражать возник и коней.
Первые колесницы скорее всего атаковали с флангов смелыми налетами. Лучники выпускали по врагу тучи стрел, колесницы уносились прочь.  Фактически в армиях Ближнего Востока колесница представляла собой площадку для  профессионального стрелка из лука.
Согласно мнению ряда ведущих военных историков,  колесницы господствовали на полях сражений Ближнего Востока всю  вторую  половину  XVII-го столетия   и до первой  половины  VI в. до н. э. Китайцы широко применяли колесницы до IV в. до н. э., как и воины Древней Индии.
Сведения о тактике и боевом применении колесниц предоставляют нам исторические эпосы вроде  индийской поэмы «Махабхарата», китайские и индийские военные трактаты.  Тексты «Артхашастры» Каутильи говорят о задачах колесниц, которые выполняли операции, сходные с задачами кавалерии  в более поздние эпохи: налеты, фланговые атаки, разведка, ложные отступления с целью выманивания врага на выгодные  для  его уничтожения позиции.  Всадники скачут рядом с повозками и помогают лучникам, подвозят стрелы, следят за действиями врагов.

 

Персидская колесница в бою

Колесница царей Ахеменидов в бою


Отряды колесниц могли сражаться между собой очень долгое время. Причем колесницы в таком случае применялись массированно, в количестве до нескольких тысяч единиц.
Поэма  «Махабхарата»  также рассказывает о бое колесниц с другими типами войск. К примеру, пехотинцы  сражаются с колесницами и слонами, колесницы могли сдерживать также слонов  и всадников.  Военные  теоретики  древних времен обращали внимание полководцев на правильный выбор площадок для боя колесниц.  Местность  следовало подбирать ровную и  гладкую, без рвов и оврагов, холмов,  стен, каменных гряд.  Китайские источники дают перечень ряда местностей, которые не подходят для ведения боевых действий на колесницах.
Способы перестроения отрядов колесничих зависели от тактических задач. При начале боя китайцы выстраивали  свои повозки длинными рядами, за которыми следовали вторая и третья линия.  В битве при Кадеше  египтяне выстраивают боевые колесницы в линию с интервалами, которые дают возможность быстро поворачиваться легким упряжкам. Интервалы могли составлять до 10 метров и более.
Возничие направляли коней шагом до определенного рубежа, с которого и начиналась  атака  на более быстрых аллюрах.  Финальная фаза атаки, если судить по рельефам из Египта, велась на полном галопе.
На дистанции полета стрелы лучники начинали выбивать возниц и стрелков из вражеских рядов.  Возможно, до полного сближения лучники могли при определенной тренировке выпускать до 4-5 стрел. Причем эффективность такого огня на поражение не была высокой.  Больше вреда приносила в начальной фазе атаки не стрельба с повозок, а  психологический эффект, который производили десятки и сотни грохочущих в клубах пыли колесниц.  Такой психической атаки могли не выдержать необстрелянные войска, которые немедленно обращались в повальное бегство.

Боевая колесница фараонов

Боевая колесница египетских фараонов в 12 веке до н.э.


Индиец  Каутилья рекомендует  оставить в резерве до двух третей  колесниц на флангах и примерно треть  в центре.  После сближения бой колесниц  становился малоуправляем. «Махабхарата» говорит о сотнях поединках, которые завязывались между врагами.  Если лучникам не удавалось пристрелить противника при первом сближении, он повторял свои попытки, если дело не доходило до рубки мечами и топорами.  При рукопашной схватке воины прыгали с колесниц и бросались на врагов с  мечами и короткими копьями. Возможно, перед таким  броском метали  пару  дротиков. При ранении воина с копьем возничий обязан был  подхватить  погибающего и вывезти его из свалки. Или унести.  Знатным воинам, полководцам в случае гибели лошадей подавали запасные повозки с полным комплектом вооружения – стрел, дротиков, копий.  
«Махабхарата» сообщает очень  ценную информацию о маневрах  колесничих  в ходе боя. Каждая из упряжек двигалась  по кругу. Подъезжая к врагу на приемлемую дистанцию, лучники открывали интенсивный огонь по упряжке врага, потом колесница разворачивалась, описывая на земле круг или овал различной величины, вновь  приближалась к противнику .  
Получается, что  бой древних колесниц очень напоминал карусель. Бои затягивались на целые часы.  До полного изнеможения людей и лошадей, вынужденных   совершать маневры в тучах пыли.  Упряжки, отброшенные  с поля боя, могли возвращаться и контратаковать. Античная колесница греков значительно отличалась по конструкции от египетской. Греки на египетской службе несомненно могли действовать в сомкнутом строю, который с флангов прикрывали колесницы с лучниками  


Египтяне придавали большое значение поддержке колесниц. Для этих целей предназначались отряды бегунов, воинов, которые могли  снабжать  оружием  экипажи и несли боевое охранение.  Вооружались  они кривыми египетскими мечами и щитами. Скорее всего  для  подобных целей египтяне нанимали воинов из  подвластных племен. Похожие пехотинцы имелись в армиях Индии,  где также придавалось большое значение  охране тыла и флангов строя колесниц.


Индийские специалисты рекомендовали  иметь при каждой  боевой повозке до 15 пеших воинов поддержки. Такая же система  предусматривалась и при боевом охранении каждого слона.  Китайцы к 4-му веку до н.э.  увеличивают количество воинов при  одной упряжке до сотни. Причем большая часть находится позади повозки, а  остальные распределяются равными частями по флангам. Пехотинцы набирались из низших имущественных слоев населения.  Престиж их службы  был невысок. В случае  необходимости военачальники Индии и Китая могли принести в жертву отряды пехоты для спасения колесниц, на которых сражались состоятельные и  хорошо вооруженные, привилегированные  бойцы.
Античная колесница древних греков также была не только средством передвижения и доставки воинского контингента к полю боя, но и боевым оружием. Гомер упоминает о битвах троянских героев под стенами Трои. Ахиллес и его сподвижники мчались на врагов на колесницах, запряженным быстроногими конями.
Позднее боевые повозки в античных армиях утратили свое значение. Полководцы  Рима больше доверяли хорошо обученной пехоте и не старались тратить ресурсы на обучение громоздких боевых средств.
В древних армиях именно с колесниц открывалась эпоха широкого применения конницы. Постепенно для повышения мобильности и маневренности отрядов полководцы отказывались от боевых повозок, делая ставку на всадников, вооруженных копьями и мечами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить