Римский легионерОбширные завоевания в Европе, Африке, в Малой Азии удавались римским войскам не только благодаря опыту и талантам полководцев, блестящей выучке и дисциплине простых солдат, но и воле богов. Римская армия на протяжении всей своей истории поддерживала тесный контакт с божественными силами. Мистическую связь войска и божеств обеспечивал целый штат всевозможных гадателей, прорицателей, жрецов. Пропагандистский аппарат римской армии был разделен по специальностям.


Особое место среди гадателей занимали авгуры (латинское — augures). Они занимали высшую ступеньку в "гадательной" иерархии римской жреческой системы. Их предназначением было гадание в пользу государственных структур для определения исходов разных мероприятий. И в первую очередь, связанных с войной или миром.
Для агуров в Древнем Риме полагалось специальное одеяние, называвшееся трабеей. Они выступали к алтарям с жертвенными животными (на их внутренностях и происходили гадания) с жезлами-литуусами и сосудами-каписами. Символы полномочий авгуров выбивали на римских монетах. К примеру, изображения литууса и каписа можно увидеть на денарии Кв. Цецилия Метелла Пия, отчеканенном в 81 году до н.э.
Сначала авгуры были немногочисленны. В эпоху римской республики их число варьировалось от 9 до 15. К концу республики авгуров в Риме стало ровно 16 по инициативе Цезаря. При республике авгуров выбирали, но при императорской власти стали назначать. Прерогативой императора было определение и утверждение кандидатов на эти ответственные должности.

 

Римские войска

 

Должность авгура считалась пожизненной, кандидатуру выдвигали два  старших члена коллегии. Самого старшего  члена коллегии называли магистром (magister collegii). По случаю избрания устраивался роскошный пир.  
Авгуры имели потрясающую власть над римской армией. По их решению легионы могли или оставаться в местах своей дислокации, или перемещаться в отдаленные регионы. В 168 году до н.э. римские легионы остались в Риме, а консул ушел в поход только с войсками латинских союзников. И вес из-за мнения авгуров, которые посчитали, что выступление легионеров в поход вызовет гнев богов.  
Нередко вердикты гадателями выносились, исходя из результатов наблюдений за птицами. С высоких  башен Вечного города прорицатели следили за скоростью и высотой полетов птиц, за тем, как громко птицы кричат. Интересно, что римляне почитали за добрых вестников воли богов ястреба, канюка. Орлов вообще помещали на легионные значки, надеясь на божественное благословение. А вот, как правило, беду пророчили совы и, естественно, вороны.

Удар римского легионера


Писания римских историков полны фактов, свидетельствующих о большом влиянии авгуров на военные дела. В 223 г. до н. римляне воевали с галлами. На племя инсубров шли консулы Фурий и  Фламиний. Гадатели приняли за неблагоприятные знамения появление трех лун в небе над Римом. В военный лагерь от Сената были посланы гонцы с приказом консулам немедленно сложить с себя полномочия и вернуться из похода в Рим. При этом не следовало начинать боев с инсубрами. Правда, консул Фламиний успел уничтожить войско инсубров до того, как прочитал приказ из Сената. По возвращении в Вечный город победителей не встретили народные толпы. Триумф прошел без всеобщего ликования. А после всех мероприятий, связанных с триумфом, консулов все же отстранили от власти. Почитание религии и ее основ считалось в Риме более важным, чем какие-то победы. Пусть и над превосходящими силами врага.

Авгуры римского войска

Авгуры на фреске этрусков. Традицию доверяться прорицаниям авгуров римляне переняли у этруских племен.


Вот еще пример из истории Пунических войн. В самом начале борьбы с Карфагеном военачальник Клавдий Пульхр должен был сразиться с африканскими врагами римлян. Гадатели выпустили из клеток цыплят, насыпали перед ними зерно. Почему-то птицы не стали подбирать зернышки. Авгуры запретили Пульхру вести  армию в бой. Но тот не послушал гадателей и приказал выбросить цыплят в море. И зря. Римлян изрядно поколотили.
Римские легионеры не доверяли полководцам, которые не согласовывали свои действия с мнениями авгуров. Это обстоятельство учитывали полководцы, которые суевериями своего войска противопоставляли хитрость и расчет. Говорят, некто Папирий Курсор перед боем с самнитами тоже решил соблюсти традицию и погадать на священных цыплятах. Авгуры на этот раз заметили: птицы жадно выклевали все зерно. А значит успех должен был сопутствовать римским легионерам. Самниты уже наступали. Завистники отправили гонца к полководцу. Ему сообщили прямо на поле боя: мол, птицы пренебрегли священным кормом. Гонец уверял Папирия: авгур лгал. На это Папирий произнес историческую фразу: "Это его дело. Значит, для него знаменье было недобрым, а для меня добрым!" Самниты пронзили в схватке авгура копьями, а полководец победил. Римлянам ничего не оставалось делать, как оставить правоту за удачливым вольнодумцем Папирием.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить