Новости

Боевой опыт

Военная история

Вооружения

Армии мира

Советский асВсем советским летчикам был известен эпизод из биографии Валерия Чкалова -- пролет на биплане под сводами  моста на Неве.  Яркая иллюстрация высшего пилотажа, растиражированная художественным фильмом о знаменитом советском  асе. В 60-е годы 20-го века  советская авиация получила реактивные самолеты. И  трюк Чкалова мечтали  повторить летчики того времени. Некоторые только грезили  таким бесстрашным полетом, а  кто-то и всерьез собирался проделать нечто подобное, невзирая на гнев высокого начальства.


Таким бесстрашным пилотом был  Валентин Привалов, пилот истребительной авиации.  О фигурах высшего пилотажа он мечтал с детства. В пятидесятых Привалов закончил курс обучения в Армавирском летном  училище. Служил  в авиации Балтийского флота, потом в Казахстане, в Сибири. 
Реактивные самолеты должны быть не менее маневренны, чем техника в эпоху Чкалова. Только маневр в сочетании с громадной скоростью даст превосходство над противником в реальном бою. Офицер  712-го гвардейского авиационного полка серьезно изучал матчасть,  учился управлять истребителем МИГ-17, добиваясь совершенства пилотирования этой крылатой машиной.

 

Пилотаж


В июне 1965 года Привалов проводил полеты на вверенном ему истребителе в районе Канска и Новосибирска.  Летчик решил провести свой самолет под Коммунальным мостом на Оби, прямо на глазах у отдыхавшей публики, у жителей Новосибирска.
 Пролететь на реактивном истребителе под мостом просто только в кино. В реальности летчику нужно было провести машину на скорости в семь сотен верст в час через арку шириной всего в сотню метров. Причем высота арки не превышала и 30 метров. Это был опасный трюк, смертельно опасный. Не только для самого пилота, но и для тех, кто находился на Коммунальном  мосту. По  нему шло движение автомашин, пешеходов.  После пролета требовалось также взмыть ввысь. А это  чрезвычайно  большие перегрузки.

 

Привалов у истребителя

 


Привалов учитывал, что ему придется лететь над водой.  Тут он полагался на опыт, полученный во время его службы на Балтике.
Люди, оказавшиеся 4 июня на берегу Оки в Новосибирске, были ошеломлены невиданным зрелищем. Внезапно раздался рев моторов, из-под  моста, в вихре воды взмыл к небу  истребитель с красными звездами на крыльях.

Валентин Привалов

О чрезвычайном происшествии сразу  стали сочинять легенды.  Романтики утверждали, что на такой отчаянный шаг летчик пошел, чтобы добиться взаимности у своей любимой девушки. 
Высшее руководство армии и авиации никаких сантиментов не испытывало.  Бесстрашного летчика Привалова привлекли к ответственности. За намеренную порчу государственной военной техники и  самоуправство. Маршал авиации Евгений Савицкий, выдающийся ас Великой Отечественной войны, дважды Герой  Советского Союза лично устроил  Привалову "разбор полетов", грозясь исключить  пилота с военной службы.

В Новосибирске располагалось производство самолетов конструкторского бюро Сухого. Предприятию были нужны такие отчаянные асы для испытаний новой техники. Потому секретарь Новосибирского обкома  КПСС  Горячев встал на сторону Привалова. В итоге виновника всей этой шумихи наказали партийным взысканием, оставив служить в советской авиации.
Дальнейшая служба  могла складываться для  аса  весьма успешно, но подвело здоровье -- сказались на работе сердца высокие перегрузки,  которые  были неизбежны при полетах на реактивных самолетах.
Два десятка лет потом  Валентин Привалов трудился  в диспетчерской службе гражданской авиации, получил за труды  почётный знак «Отличник воздушного транспорта». То, что было совершено июньским днем 1965 года в Новосибирске, так и осталось уникальным фактом в истории мировой реактивной авиации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить