Ядерный бомбардировщикЯдерные установки в 50-х годах прошлого века  вызвали эйфорию у политиков и энергетиков. Казалось, вот найдено универсальное средство для питания любого вида техники дешевой энергии. Конструкторы стали приспосабливать ядерные реакторы для нужд флота, особенно полярного. Появились первые ледоколы с ядерными силовыми установками на борту.


А в августе 1955 года Совмин СССР издал постановление, которое открывало зеленый свет конструированию реакторов для воздушного флота. Не только военного, но и гражданского. Привлекались к работе бюро Туполева и Мясищева, а также ряд других КБ. Для стратегической авиации выгоды самолетов с ядерными моторами были налицо. Такой ядерный бомбардировщик мог облететь весь земной шар без дозаправки. Он мог нести дежурство, скрываясь на громадной высоте, в облаках, над любым регионом мира сколько угодно долго.
Силовые установки планировали строить на базе турбореактивных, прямоточных или турбовинтовых моторов. К рассмотрению принимали многие существовавшие на то время типы, модификации ядерных реакторов. одновременно работали над защитой людей, летчиков от радиоактивного заражения и облучения. Тяжелый бомбардировщик с ядерной силовой установкой  ВВС СССР дальнего действия должны были получить уже в 1985 году.
Но на практике работы велись на борту обычного серийного бомбардировщика  Ту-95, на котором отрабатывались вопросы воздействия радиации на экипаж. Радиационная защита ядерного бомбардировщика сначала отрабатывалась на специальном стенде, затем в летающей лаборатории. 

 

Бомбардировщик СССР


Компактный и мобильный реактор можно было опускать и поднимать в грузовом отсеке самолета. В 1959 году впервые был запущен реактор на наземном стенде. Специалисты смогли получить требуемую мощность установки, которая затем была поставлена на летающую лабораторию.
Для нее выделили  самолет Ту-95М. Он выполнил всего 34 вылета -- работали испытанные пилоты Е.А.Горюнов, М.А.Нюхтиков, М.А.Жила. Летчики находились в герметически закрытой кабине, которая располагала датчиком, фиксировавшим уровень радиоизлучения. Вообще, датчиками снабдили все части самолета, везде можно было проконтролировать уровень радиации.
Уровень защиты экипажа от излучения комиссия признала высоким и вполне надежным. Теперь можно было бы приступить к созданию самолета Ту-119. Однако дальше эксперимент не пошел, застопорившись на отсутствии финансов.
В США также в то время работали над подобными проектами ядерного бомбардировщика. Однако и там свернули все работы, опасаясь последствий для экологии и политики в случае незапланированного крушения авиалайнера или бомбардировщика с ядерной установкой на борту. Американцы испытывали самолет В-36. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить