Офицер конных егерейКогда говорят пушки, музы молчат. Сказав это, император Наполеон погрешил против реальности. В его эпоху искусство сражалось точно также и с не меньшей эффективностью, чем артиллерия Великой армии. Картины и скульптуры знаменитых французских художников и ваятелей прославляли мощь и непобедимость армии, которая сокрушала врагов страны при Аустерлице и Маренго, при Ваграме и Ауэрштедте.


Упоенный величием и славой Империи, молодой художник Теодор Жерико представляет публике в 1812 году свой шедевр -- "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку". В примечаниях к картине искусствоведы указывают вдобавок -- холст, масло, 349x266. Лувр, Париж. Но никакие примечания не требуются, когда замираешь перед этим громадным и завораживающем полотном, воспевающем героизм самоотречения, подвига во имя какой-то высшей цели, перед которой ничтожна даже человеческая жизнь.
Горячий конь уносит в битву, полыхает зарево, грохочут орудия и картечь заливает кровью поле боя. Но молодой офицер готов к битве, задумчиво смотри на нас -- это прощальный взгляд, возможно, юноша не вернется из боя. Но в его глазах нет мольбы о пощаде. Смерть в сражении легка и сладка, возвышенна. Чистый романтизм.
Работа Жерико в свое время была отмечена золотой медалью, ее очень хвалили, но правительство Бонапарта не приобрело картину для императорского собрания. В Лувр творение попадет гораздо позже, когда Жерико, несмотря на молодость, снискает себе славу удивительного мастера.

Офицер егерей


Жерико не случайно выбрал главным героем своего полотна офицера полка Конных егерей Императорской гвардии. Явно читается его желание угодить Наполеону. Ведь Конные егеря были одним из любимых полков Императора. Он даже носил нередко зеленый мундир Конных егерей, демонстрируя тем уважение к части.
Сформировали полк как раз при восхождении Бонапарта на престол в 1804 г. Конные егеря сразу были причислены к элите элит -- Старой гвардии. В его составе были 4 эскадрона егерей (каждый эскадрон по 2 роты -- 125 чел.) и 1 роты мамелюков (с 1813 г - эскадрон мамелюков). В 1813 г конно-егерский полк увеличили дополнительно на 5 эскадронов (5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й), которые причислили по правам к Молодой гвардии. Вместо косматых шапок-басби медвежьего меха солдаты в дополнительных эскадронах носили красные с золотом кивера. В решающие «100 дней» новые 5 эскадронов стали основой для 2-го конно-егерский полка Молодой гвардии. Часть мамелюков наполеон привез из Египта, а роту собрали в 1799 году – после возвращения генерала из Африки. В ней стали служить бывшие дезертиры из египетской армии. Зачислили в роту также бывших турецких рабов -- грузин, армян, черкесов Северного Кавказа. Всего набралось пять десятков таких восточных людей, которые образовали экзотический эскорт императора.

Кирасир


Егеря Гвардии могли сражаться и в пешем, и в конном строю. Они были с Наполеоном в самые трудные кампании. Везде -- в снегах Польши и России, в зное Испании и Африки. Они дрались при Маренго, а потом еще и при Ульме, Аустерлице, Эйлау, Гейльсберге, Фридланде, Ваграме, в Испании, под Красным, при Лейпциге и Дрездене, Бриене, Монмирале и Ватерлоо. Золотом были выписаны места прошлых боев на их штандартах, которые гордо развевались на парадах.

Кавалерист

Отступление из России. 1812 год.

 

Карабинер. 1812 год.

 

Раненый кирасир
{jcomments on}

 

Наша группа в ВК